Все что необходимо знать о формате RAW. Съемка в RAW: мифы и факты Размер изображения raw

Мы все пишем название RAW большими буквами только потому что так повелось и все понимают, что речь идёт именно о формате файлов. С английского языка raw переводится как «сырой». Это полностью отвечает сущности данного формата, потому что это формат изображения или видео, который содержит все данные, захваченные камерой. Такие файлы не подвергаются обработке, и вы имеете доступ ко всей информации, полученной с матрицы камеры.

Каждый раз, когда вы делаете снимок при работе с Jpeg, камера производит корректировку резкости, контраста, выполняет цветокоррекцию и шумоподавление. Также камера выполняет сжатие снимка. В каждой камере можно настроить степень корректировки, но, если вы хотите держать всё в своих руках, вам следует использовать сырой формат RAW. Файлы будут занимать значительно больший объём памяти, но это позволит более гибко вытягивать детали из теней и светлых участков, настраивать баланс белого и иметь доступ к большему количеству цветов.

Вы также можете снимать в RAW+JPEG, одновременно получая оба варианта снимка. Это позволит выполнить преобразование вручную, если вас не устроит качество снимка, обработанного камерой.

1 Почему корректировка RAW не разрушающая?

При редактировании файла JPEG (например, регулировки экспозиции, баланса белого, или контраста) все изменения сохраняются в исходном файле. Это означает, что вы никогда не сможете вернуться к тому, с чего начали, если не оставили копию исходного файла.

Это может стать катастрофой, если вы допустили ошибку и сохранили изменения в оригинальном файле, а не в копии, (особенно если у вас нет резервной копии оригинала).

Какую ошибку можно допустить? Вы могли кадрировать изображение, конвертировать его в черно-белый или изменить размер, а затем сохранить изображение. Все эти корректировки будут необратимыми. Это разрушающее редактирование, где редактирование не может быть отменено.

СОВЕТ: При работе с JPEG всегда следите за тем, чтобы при сохранении файла использовать пункт «Сохранить как».

При работе с RAW невозможно перезаписать исходный файл. Все корректировки сохраняются как инструкции, содержащие все данные о редактировании. То есть существует оригинальный сырой файл и файл с данными о том, как программа просмотрщик или графический редактор должны отображать этот файл, учитывая все корректировки цвета, контраста, детализации и т.д.

Это означает, что у вас всегда есть доступ к исходному файлу. Поскольку данные исходного изображения всегда остаются не тронутыми, это известно, как неразрушающее редактирование.

2 Я настроил камеру на съёмку в RAW и сделал несколько фотографий, что теперь?

Хорошая работа! Теперь вам нужно скопировать фотографии на компьютер.

Вы можете сделать это путем подключения камеры к компьютеру или вытащить карту памяти и вставьте ее в устройство чтения карт памяти, которое должно быть подключено к компьютеру.

После того, как исходные файлы окажутся на вашем компьютере, вы можете использовать графический редактор, например Lightroom для редактирования их. Как только вы закончите редактирование, вы можете экспортировать снимки в формате JPEG или распечатать их.

3 Могу ли я напечатать необработанный файл?

Короткий ответ: Да и Нет.

Не все программы программного позволят вам печатать необработанные файлы напрямую. Если вы работаете с программой для редактирования, как Lightroom можно напечатать исходные файлы непосредственно из Lightroom.

Большинство любительских фотолабораторий не будут печатать RAW-файлы. Профессиональные лаборатории также не печатают из исходных файлов. Это вызвано тем, что каждый графический редактор по-своему может интерпретировать цвета сырых файлов. Также существует очень много RAW-форматов. Каждый производитель камер создал свой формат.

Приемлемым для печати форматом является JPEG или в некоторых случаях TIFF. Оба эти формата легко создаются из RAW-файлов.

4 Насколько велики исходные файлы по сравнению с JPEG?

Размер файла RAW в 3-4 раза больше, чем в формате JPEG. Сырые файлы больше, потому что они содержат гораздо больше информации по сравнению с файлами JPEG. JPEG представляет собой сжатый формат файла. Это означает, что для того, чтобы получить, меньший размер, камера буквально выбрасывает информацию.

Имейте в виду, что место для хранения данных стоит денег и вам придётся сделать выбор в каком формате хранить файлы.

5 Мне нужно конвертировать мои фотографии из RAW?

Нет, вы можете хранить свои оригинальные исходные файлы в исходном формате. Вам только нужно экспортировать RAW-файлы в JPEG, если вы хотите распечатать их или обмениваться ими в интернете.

Можно конвертировать исходные файлы в открытой исходный RAW-формат, известный как DNG.

6 Что мне делать с моими JPEG-фотографиями теперь, когда я снимаю в RAW?

Ваши старые фотографии в формате JPEG все еще стоит держать на компьютере! Вы не можете преобразовать их в RAW, но вы можете редактировать их в программах, например, в Lightroom.

Хотя вы можете делать все те же изменения в файлах JPEG, который вы можете производить в RAW, гибкость настроек будет не такая же. Вы можете заметить потерю качества снимков при слишком агрессивной корректировке.

7 Мне снимать в sRaw или в mRaw?

Некоторые камеры могут выполнять некоторое сжатие RAW, например, в sRAW и mRAW. Это, по существу, те же сырые файлы, но с уменьшенным разрешением. Таким образом, вместо того, чтобы иметь файлы 6000×4000 пикселей, изображение будет уменьшено до 3000×2000 пикселей.

Это позволит получить файлы меньшего размера. Если вы хотите серьёзно заниматься фотографией, то лучше не использовать уменьшенные форматы. Они дадут меньше свободы при обработке.

8 Как работает ч/б с RAW?

Сырой формат и черно-белые фотографии являются отличным сочетанием! Прекрасный выбор!

Первое, что нужно отметить, что вы не должны использовать встроенную функцию съёмки в ч/б. Эти фильтры могут помочь дать вам представление о том, как будет выглядеть фотография после съёмки, но вы сможете получить гораздо лучший результат в графическом редакторе, например, в Lightroom или Photoshop.

Кроме того, черно-белые фильтры на камерах часто требуют, чтобы вы снимали в формате JPEG. Это значит, что ваш снимок будет действительно монохромным и вы не сможете вернуться к цветному изображению, если решите сделать это.

При съемке в RAW вы сможете решить после съёмки, стоит ли переводить снимок в черно-белый вид. Вы также будете иметь возможность сделать более драматичный вид, отдельно регулируя яркость каждого цвета.

9 Должен ли я предоставлять сырые файлы моему клиенту?

Чаще всего это делать не следует. Как правило, клиентам не нужны снимки в этом формате. Они не знают, что с ними делать. При этом они будут выглядеть тусклыми, не контрастными и без насыщенных цветов. Перед передачей клиенту работ, нужно откорректировать их, приведя в красивый вид, и конвертировать в JPEG.

Вы могли бы предоставить клиенту исходные файлы с настройками, которые вы сделали (передавай RAW с файлами.xmp) — но если ваши клиенты не являются фотографами, то они, вероятно, не смогут использовать эти файлы. Возможно, они даже не смогут их просмотреть, так как не любая программа для просмотра изображений отображает RAW.

Лучше всего передавать JPEG с высоким разрешением, которые можно будет просматривать, публиковать в интернете и печатать.

10 Когда я должен снимать в Raw?

Если вы любитель или профессионал, вы должны снимать в RAW.

Все зеркалки дают возможность снимать в RAW. Современные смартфоны и высококлассные компактные камеры также предоставляют доступ к этому формату. RAW – это файл в максимальном качестве, которое способна создать камера. Вы должны пользоваться этим. Кроме того, вы имеете возможность снимать в RAW+JPEG. Так что, если вас н устроил снимок Jpeg, и вы хотите провести редактирование, вы всегда сможете использовать для этого парный RAW.

Иногда у людей появляется много возражений против съёмки в RAW:

Съёмка в RAW занимает много времени и места. Вы можете после съёмки выполнять обработку снимков, получая наилучшее качество изображения и конвертировать их в Jpeg. После сырые объёмные файлы можно удалить. Это позволит экономить место. Со временем всё сложнее, но если вы не планируете выполнять обработку файлов, то действительно вам незачем снимать в RAW. Кроме того, сейчас есть умные графические редакторы, например, Photolemur, которые сами выполняют всю обработку.

Съёмка в RAW не нужна любителям, она для профессионалов. Съёмка в RAW нужна тем, кто заботится о качестве своих изображений.

При этом стоит понимать, что JPEG также приемлем для съёмки. Многие профессионалы снимают только в этом формате и их работы очень хороши. Но у них нет шанса на ошибку. Всё, что они делают должно быть продумано и настроено. RAW допускает небольшие промахи, которые можно будет исправить в постобработке.

Но стоит понимать, что съёмка в RAW не даёт поблажек. Вам всё равно нужно уделять максимум внимания настройкам камеры и освещению сцены.

Съёмка в RAW даёт гораздо больше возможностей улучшения снимка. Например, RAW позволяет полностью контролировать баланс белого во время постобработки. ВЫ сможете вытянуть больше деталей из ярких областей и из теней.

Мои клиенты не будут знать разницу между RAW и JPEG. Это правда, клиенты не заметят разницу. Особенно если вы отдаёте им снимки в формате JPEG.

Важно отметить, что, как профессиональный фотограф, вы сами будете знать разницу между RAW и JPEG. Вы будете знать, какую гибкость для редактирования имеете. Иногда, ошибившись с настройками вы можете получить слишком тёмный или слишком яркий кадр. RAW позволит спасти эту фотографию.

Я не могу получить те же тона кожи при съёмке в RAW , как получается при работе с JPEG. Файлы JPEG проходят обработку в камере согласно предустановленных настроек. Камера работает с балансом белого, контрастом, и цветами. Все эти регулировки доступны и вам.

Обработку можно выполнять в любом графическом редакторе. Изначально RAW-файлы выглядят более тускло, чем Jpeg. Их нужно обработать и с практикой к вампридут нужные навыки.

Обработка RAW занимает больше времени, чем JPEG. Независимо от формата, в котором вы снимаете, скорость обработки будет зависеть только от вас, используемых методов обработки и этапов коррекции.

Не существует профессионельных фотографов, которые отдавали бы клиентам совершенно не обработанные снимки. Даже съёмка в JPEG требует дополнительной обработки, так как на этапе создания файла камера вносит минимальные изменения. Единственное, что Jpeg позволяет делать быстрее, так это перенос файлов с карты памяти на компьютер благодаря меньшему объёму.

Даже фотографы, которые снимают в JPEG редактируют свои фотографии, и, если вы проводите время за редактированием снимков, вы так же можете использовать RAW для получения лучшего качества.

Lightroom позволяет выполнять пакетную обработку снимков. Программа работает с файлами RAW и JPEG. Пакетное редактирование позволяет выбрать несколько снимков и ко всем применить одинаковые корректировки. Получается, вам нужно отредактировать только одно фото, а остальные будут отредактированы автоматически. Это очень удобно, если вы проводите съёмку в одинаковых условиях освещения. Вы даже можете создавать пресеты, которые применяются одним щелчком. Lightroom позволяет значительно увеличить скорость обработки снимков.

11 Когда я должен снимать в JPEG?

Файлы JPEG занимают меньше места на карте памяти. Этот формат будет удобен в длительной поездке, когда вы не можете освободить карту памяти. С форматом RAW она может быть быстро заполнена.

Также Jpeg предпочтителен, если у вашей камеры небольшой буфер памяти, а вам нужно снимать в режиме серийной съёмки. JPEG не так быстро будет заполнять буфер и вы сможете сделать больше фотографий в серии и лучше задокументировать спортивные соревнования или другие активные сценарии с быстро меняющимся содержанием.

Если вам нужно часто снимать длительные серии, то стоит подумать о покупке камеры с большим буфером памяти и высокой скоростью съёмки. Если же такая необходимость возникает не часто, можно просто работать с форматом Jpeg.

Также вы можете снимать в пакетном режиме и с форматом RAW, но буфер будет заполняться быстрее и серии будут короче.

12 Какое программное обеспечение вам нужно?

Если ваша камера способна снимать в RAW, то скорее всего, производитель камеры предлагает программное обеспечение для обработки этих файлов. Вы можете найти его на CD или DVD, которые продаются с камерой или на сайте компании производителя.

Преимущество использования программного обеспечения для обработки RAW от производителя камеры заключается в том, что оно бесплатное, но преимущества на этом заканчиваются. Их программное обеспечение, как правило, неуклюжее, некрасивое и сделано без особого учёта удобства и производительности для эффективной работы.

Самое распространённое программное обеспечение для работы с RAW — Adobe Lightroom.

У Lightroom есть несколько конкурентов, например, Capture One Pro, и DxO Optics Pro.

Все эти программы имеют свои сильные и слабые стороны. Ни одна программа не доминирует над другой.

Почему стоит использовать Lightroom? Во-первых, Adobe является лидером на рынке. Вполне вероятно, что более чем 90% профессиональных фотографов используют Lightroom и Adobe Camera Raw (программное обеспечение, интегрируемое в Photoshop).

Поскольку Lightroom сделан Adobe, он хорошо интегрируется с другими продуктами компании, которые позволяют работать с графикой, дизайном, разрабатывать сайты, презентации и многое другое. Самая важная интеграция — Photoshop. Вы можете выполнить корректировки в Lightroom, из программы перенести снимок в Photoshop, провести коррекцию, которую невозможно сделать в предыдущей программе, а потом вернуться к редактированию в Loghtroom, при этом ни разу не выйдя на рабочий стол для пересохранения файла. Всё делается легко и быстро.

В целом, Photoshop является более продвинутой профессиональной программой для работы с графикой. Вы можете вносить коррективы на уровне пикселей. Это очень важно для ретуши, фотоманипуляций и работы с пластикой. Всё это невозможно делать в Lightroom.

Хорошая альтернатива Photoshop для большинства фотографов – это Photoshop Elements, который является версией потребительского уровня. Photoshop Elements поддерживает Camera RAW, однако Adobe урезала некоторую функциональность программы.

Доказательства

Если вы всё ещё нуждаетесь в доказательствах превосходства RAW над JPEG, попробуйте сделать снимок в RAW и сфотогарфировать ту же сцену с теми же настройками в JPEG. Затем откройте оба файла в Lightroom. Попробуйте сделать корректировки таких вещей, как экспозиция, контраст и баланс белого. Вы сможете легко увидеть, насколько более качественные получаются результаты при работе с сырыми файлами.

И помните, вы всегда можете установить настройку RAW+JPEG и снимать в обеих форматах одновременно, так что вы ничего не теряете!

Подписывайтесь на журнал Фотар:

RAW или Jpeg - в чем разница и в каком формате лучше снимать?

Как обеспечить качественную цветопередачу - этот вопрос волнует, наверное, любого фотографа. Регулировать цветопередачу можно двумя способами:

  • Снимать в формате JPEG и использовать настройки фотоаппарата - баланс белого, насыщенность, яркость, контрастность изображения
  • Снимать в формате RAW (если аппарат дает такую возможность) и настраивать цветопередачу при обработке фотографий на ПК

Оба эти способа имеют свои плюсы и минусы, попытаюсь вкратце о них рассказать. Но прежде чем приступать к практике, давайте сначала определимся, в чем же разница между форматами JPEG и RAW.

Формат JPEG

Формат получил свое название от сокращения Joint Photographic Experts Group - организация, которая этот формат создала. JPEG на сегодняшний день наиболее популярный формат хранения фотографий, поэтому все без исключения фотоаппараты умеют сохранять изображения в этом формате, а все устройства воспроизведения картинок и видео (персональные компьютеры всех разновидностей, медиа-, DVD-, BlueRay-проигрыватели, цифровые фоторамки и другие устройства) умеют читать этот формат и воспроизводить изображение на экране. Совместимость с большим количеством воспроизводящих устройств - главное достоинство формата JPEG. К тому же, файлы JPEG имеют умеренный размер по сравнению с другими графическими форматами - BMP, TIFF.

Однако, у JPEG есть и недостатки. При кодировании картинки в формат JPEG происходит сжатие данных, в результате которого часть данных теряется. При большой степени сжатия качество картинки серьезно страдает, на ней видны так называемые артефакты, то есть искажения, вызванные потерей слишком большого количества информации при сжатии.

Картинка, я думаю, не нуждается в комментариях.

Разумеется, фотоаппарат имеет несколько уровней качества изображения, например, стандартное (standart, normal), хорошее (good), наилучшее (fine, superfine). В стандартном качестве фотографии имеют умеренный размер (на флешку при этом помещается очень много фотографий), но в некоторых случаях на фотографиях могут быть заметны артефакты. Наиболее подвержены ухудшению качества фотографии, изобилующие мелкими деталями - в этом случае сжатие способно существенно ухудшить детализацию снимка.

Фотографии, сделанные в наилучшем качестве имеют больший размер в мегабайтах, на флешку помещается меньше снимков, но детализация на них ощутимо лучше. На вопрос, в каком качестве лучше снимать в формате JPEG, я однозначно рекомендую использовать наилучшее качество. Флешки и жесткие диски не настолько дороги, чтобы экономить на качестве фотографий. Фотографии, снятые со "стандартным" качеством могут неплохо выглядеть на экране компьютера, но даже при незначительной обработке вас может ждать разочарование.

Коли разговор пошел о детализации при съемке в JPEG, нельзя не упомянуть настройку разрешения фотографии. Если аппарат имеет разрешение, например, 12 мегапикселей, то максимальное разрешение изображения у него примерно 4000 * 3000 пикселей (этого достаточно для печати 30 * 45 см). Однако, в настройках качества изображения разрешение фотографий можно изменить. Обычно, установки маркируются буквами:

  • S (англ. small - маленький) - самое маленькое разрешение, которого едва достаточно для печати 10*15 см. Как правило соответствует 2-3 мегапикселям.
  • M (англ. medium - средний) - среднее разрешение. Разрешение фотографии может варьироваться от 5 до 10 мегапикселей, что соответствует формату печати 20*30 см.
  • L (англ. large - большой) - максимальное разрешение, соответствующее разрешению матрицы в мегапикселях. У современных аппаратов - до 36 мегапикселей, формат печати - до 90*60 см.

Возможность печати фотографий на огромных холстах - сомнительное преимущество для рядового фотолюбителя. Однако, сохраняя фотографии в максимально возможном разрешении, мы получаем дополнительные возможности по кадрированию изображения без видимых потерь качества отпечатка. Это и является решающим фактором в пользу режима L, при котором фотографии сохраняются на флешку с максимальным разрешением.

Итак, чтобы получить максимальную разрешающую способность в совокупности с наилучшей детализацией, в настройках качества фото выбираем режим - максимальное разрешение (L) с минимальным сжатием (наилучшее, superfine) .

Иногда вместо словесного описания степени сжатия используются пиктограммы. Вот пример меню выбора качества у зеркалки Canon. Пока смотрим только на левую колонку:

Мы видим, что перед буквами L, M, S присутствуют пиктограммы с гладким левым краем и ступенчатым. Пиктограмма с гладким краем соответствует меньшему сжатию, со ступенчатым - большему. В правой колонке - разные варианты съемки в формат RAW, о котором речь пойдет чуть ниже.

Установить качество и степень сжатия - это еще полдела... Теперь нужно выполнить ряд настроек для обеспечения наилучшей цветопередачи. Цветопередача настраивается в два этапа:

  1. Установка баланса белого
  2. Настройка параметров изображения - контрастности, насыщенности, резкости.

Баланс белого

Вы наверно замечали, что источники разные света имеют разные цветовые оттенки. Свеча дает желтый свет, закатное солнце - красноватый, люминесцентная лампа - голубоватый. Наши глаза и мозг устроены таким образом, что при практически при любых условиях лист белой бумаги будет восприниматься белым - даже если он освещен с одной стороны свечой, с другой - люминесцентной лампой. Мозг "принудительно" сообщит сам себе, что глаза видят белый объект, поскольку он знает, что бумага имеет белый цвет.

С матрицей фотоаппарата, к сожалению, такой номер не пройдет. Фотоаппарат не знает, какой цвет имеют привычные нам объекты, поэтому в необычных условиях освещения возможно существенное искажение цветов. Наиболее типичный пример - при съемке без вспышки в помещении, освещенном лампами накаливания, фотографии часто уходят в желтизну.

Чтобы избежать подобного искажения цветов, в наших силах "помочь" фотоаппарату определиться, какой из объектов должен "считаться" белым. Это делается при помощи функции установки баланса белого.

Самый простой способ установить баланс белого - выбрать одну из предустановленных программ. Как правило, фотоаппарат имеет несколько предустановок. Обычно они следующие:

  • Солнечно
  • Пасмурно
  • Закат/рассвет
  • Лампа накаливания
  • Люминесцентная лампа
  • Вспышка
  • Пользовательский баланс белого

В режиме автобаланса белого фотоаппарат сам пытается определить тип источника освещения и в соответствии с этим настроить цветопередачу. Чаще всего ему это удается, но 100% полагаться на эту функцию не стоит. Особенно любит она ошибаться при смешанном освещении, например - в помещении горит лампа накаливания (желтоватый оттенок), а из окна проникает дневной свет (голубоватый оттенок). В этом случае никто не застрахует от появления на фотографии желтых, или, наоборот, синих лиц.

На этой фотографии показана ошибка автоматического баланса белого при смешанном освещении. Чтобы избежать подобных ошибок, в ряде случаев требуется прибегнуть к принудительной установке баланса белого в соответствии с преобладающим типом освещения. В данном случае помогла бы установка баланса белого "лампа накаливания". Пейзаж за окном бы чуть посинел, но желтизна на переднем плане исчезла бы, сделав цветопередачу более приближенной к реальности. Выход, разумеется, есть - каждый раз устанавливать баланс белого в соответствии с источником основного освещения. Вошли в помещение, освещенное лампами накаливания - установили баланс белого "лампа накаливания". Вышли на улицу - установили, в зависимости от погоды, "солнечно" или "пасмурно".

В случаях со смешанным освещением, когда с одной стороны свет от окна, с другой - свет от лампы, часто помогает вспышка. Если она имеет достаточную мощность, то способна "задавить" другие источники освещения и, осветить снимаемую сцену однородным светом. Баланс белого при этом нужно выставлять либо "вспышка", либо "авто" (при включенной вспышке аппарат сам определит ее как основной тип источника освещения). Наилучший результат достигается при использовании внешней вспышки, но для любительской "бытовой" фотографии в большинстве случаев достаточно встроенной вспышки.

Ручной (пользовательский) баланс белого

Предустановленные режимы баланса белого хоть и охватывают большинство часто применяемых источников освещения, но случаются ситуации, когда ни один из предлагаемых режимов не подходит. Взять к примеру, лампу накаливания. Мощные лампы (75-100 Вт) дают свет более близкий к белому, в то время как слабые лампы (25-40 Вт), имеющие свет желтоватого оттенка. Особый случай - энергосберегающие лампы, особенно дешевые, спектр у которых такой, что даже человеческий глаз порой не в состоянии адекватно оценить цветовую картину.

У некоторых аппаратов есть возможность тонкой настройки баланса белого, относительно предустановленной, однако, чтобы оптимально настроить цветопередачу для данных условий освещенности нужно сделать несколько кадров с разными настройками и выбрать ту установку, с которой цветопередача максимально близка к реальности. Это долго и не всегда эффективно, поскольку приходится ориентироваться на картинку, выводимую на ЖК-экран, цветопередача которого не всегда идеальна.

Гораздо проще воспользоваться функцией "ручной баланс белого". Для этого нужно сфотографировать какой-то белый объект (или просто лист белой бумаги), а потом указать фотоаппарату этот снимок как образец, по которому следует выставлять баланс белого. Не вижу смысла подробно расписывать, каким образом это делается - у разных аппаратов своя последовательность действий, поэтому рекомендую воспользоваться инструкцией, там все расписано по шагам конкретно для вашего аппарата.

Большинство фотоаппаратов умеют сохранять одну или несколько пользовательских настроек баланса белого. Если вам регулярно приходится фотографировать при специфическом освещении, есть смысл сохранить установку баланса белого, чтобы потом не мучиться с фотографированием белого листа.

Чтобы проиллюстрировать возможности ручного баланса белого, предлагаю сравнить цветопередачу на двух фотографиях:

Автоматический ББ

Ручной ББ (в качестве пробы белого цвета использовался белый пиджак левого персонажа)

Результат заметен - в первом случае фотография ушла в желтизну, во втором цветопередача близка к реальности.

Настройка стиля изображения

Функция "стиль изображения" есть, наверно, во всех фотоаппаратах. С ее помощью можно настроить яркость, контрастность, насыщенность цветов, четкость картинки, а также "заставить" аппарат снимать в режиме ч/б, сепия.

Как правило, аппарат уже имеет набор предустановленных стилей изображения - пейзаж, портрет, натуральные тона, точная передача тонов и так далее, а так же несколько "пустых" ячеек для пользовательских настроек. Вот пример пункта меню "выбор стиля изображения у фотоаппарата Canon EOS 5D:

Все предустановки представляют собой комбинацию параметров:

  • резкость
  • контрастность
  • насыщенность
  • цвет тона

Чем-то напоминает функцию настройки картинки у телевизора:) С контрастностью, насыщенностью и цветом тона, я думаю, все понятно. Под резкостью понимается программное "усиление" контуров объектов, за счет чего, картинка будет казаться более резкой. Ключевое слово - "казаться". На самом деле, программное увеличение резкости не увеличивает детализации снимка. Если объект на фотографии чуть изначально размыт (не в фокусе, либо объектив не смог передать всех его нюансов), никакой программный алгоритм не сможет "придумать" недостающие детали. Не стоит в надежде на улучшение качества фотографии выкручивать "регулятор" резкости на полную.

Как вы видите, настроить фотоаппарат для съемки в формате JPEG для получения наилучшего результата не так уж и просто, как может показаться на первый взгляд. Именно это является главным недостатком JPEG перед другим форматом - RAW - о котором пойдет речь далее...

Формат RAW

Для чего нужен формат RAW и чем он лучше формата JPEG?

Формат получил свое название от английского слова "raw", что в обозначает "сырой, необработанный". В принципе, это вполне соответствует сути дела. При использовании формата RAW, сигнал, снятый с матрицы пишется в виде файла на флешку (расширение у файла может отличаться у разных камер). Никакой обработки фотоаппарат при этом не делает, предоставляя возможность пользователю обрабатывать информацию на ПК при помощи специальной программы - RAW-конвертора. Это дает огромное преимущество - фотографу не нужно заботиться о балансе белого, яркости, контрастности, насыщенности изображения - все это можно будет отрегулировать потом на хорошем мониторе. "Сырые" данные несут большое количество избыточной информации, которая в случае необходимости позволит отрегулировать все эти параметры изображения максимально точно и корректно.

В формате JPEG все "лишние" данные ликвидируются, чтобы обеспечить наименьший объем файла, что серьезно ограничивает возможности обработки. Если яркость и контраст еще можно отрегулировать, то неправильный баланс белого исправить значительно сложнее, особенно, если ошибка велика. В этом случае приходится жертвовать натуральностью цветов. Вот пример, когда фотография, ушедшая в желтизну вытягивалась из JPEG и из RAW.

Исходный вариант

Откорректированный вариант (JPEG)

Откорректированный вариант (RAW)

Как видно из приведенных примеров, при попытке исправить баланс белого в JPG картинка приобрела несколько неестественный оттенок, как будто фотография была снята на дешевую негативную пленку, которая была отсканирована на бытовом сканере. Отмечу, что в данном случае я не прилагал особых усилий, чтобы приблизить цвета к реальным, однако для этого понадобилось совершить несколько операций в Adobe Photoshop. Подробнее о правке баланса белого в JPEG можно почитать в этой статье /article45.html. Суть статьи сводится к тому, что исправление незначительной ошибки баланса белого в JPEG возможно, но это довольно нетривиальная задача. При серьезной ошибке баланса белого восстановить цветопередачу без видимой потери качества, работая с форматом JPEG, увы, невозможно.

Основные возможности RAW

Вместо того, чтобы расписывать здесь о возможностях RAW я покажу пример, как была спасена одна изначально неудачная фотография. Во время летней поездки в Питер, мы с женой посетили Эрмитаж, естественно, взяв с собой фотоаппарат. Как и во всех музеях, в Эрмитаже съемка со вспышкой запрещена. Предвидя эту ситуацию я взял светосильный объектив Canon EF 50mm f/1.8. Но основная беда крылась в том, что в разных залах было разное освещение - в одних дневное из окон, в других - искусственное освещение. Если бы я вел съемку в формате JPEG, я бы замучался выставлять баланс белого. Забегая вперед скажу, что съемка велась в RAW и имелась возможность смоделировать ситуацию, какой был бы результат при тех или иных установках ББ в JPEG. Итак, начнем с начала:

Автоматический баланс белого:

Ужасная смесь желтизны с краснотой! Такие фотографии часто получаются тогда, когда помещение освещено большим количеством ламп накаливания относительно небольшой мощности, в этом случае фотография окрашивается в желтый оттенок. Что же, попробуем установить баланс белого "Лампа накаливания"... Вот что получилось:

Чуть лучше. Желтизны стало меньше, зато появилась непонятная зелень. Результат тоже неудовлетворительный.

Вариант с ручной установкой баланса белого очень трудоемок, поскольку придется проводить эту процедуру в почти каждом новом зале. К счастью, есть файл RAW, который позволяет на компьютере выставить правильный баланс белого за 1 клик мыши.

Для обработки RAW использовалась программа Digital Photo Professional, которая шла в комплекте с фотоаппаратом Canon EOS 5D (на диске с ПО). Что касается других аппаратов, более чем уверен, что и к ним дается что-то подобное.

Программа имеет очень простой интерфейс, поэтому разобраться в ней не составит особого труда. По сути, она дублирует настройки фотоаппарата, касающиеся цветопередачи, а также имеет ряд других функций.

Чтобы установить баланс белого берем пипетку (показана красной стрелочкой) и тыкаем ей в то место фотографии, которое должно выглядеть белым или светло-серым. В данном случае - это была моя кофта. Какие стали цвета на фотографии, видно по картинке. Полученный результат не идет ни в какое сравнение с тем, что получен только стандартными настройками фотоаппарата.

Программа Digital Photo Professional позволяет выставить "задним числом" настройки цветопередачи картинки, которые доступны через меню фотоаппарата. Таким образом, вы получаете возможность во время съемки не тратить время на установку баланса белого, выбор стиля изображения. Особенно это актуально при репортажной съемке, где каждая секунда бывает на счету. Программа позволяет делать некоторые вещи, которые просто недоступны через меню, например - настройка подавления шумов, настройка резкости, коррекция хроматических аберраций и дисторсии (искажения прямых линий по краям кадра). Единственное условие, при котором все это работает - фотография сделана в формате RAW. С JPEG большинство функций недоступно.

Надо сказать, что программа Digital Photo Professional имеет относительно небольшой функционал по сравнению с популярной программой Adobe Photoshop Lightroom, однако стоит учитывать тот факт, что лицензионный Adobe Photoshop Lightroom стоит около 200 долларов, причем обновления до новых версий у этой программы платное (около 100 долларов). Digital Photo Professional достается нам совершенно бесплатно и столь же бесплатно обновляется до более новых версий. Однако, есть нюанс - саму программу скачать нельзя, она должна быть установлена с диска. С сайта Canon можно скачать лишь обновление до свежей версии.

Не вижу смысла писать здесь руководство по Digital Photo Professional по двум причинам - во-первых, оно будет интересно только владельцам аппаратов Canon, во-вторых, такое руководство уже есть - http://www.ixbt.com/digimage/canon_dppix.shtml

Даже если в JPEG-овском варианте установлен правильный баланс белого, скорее всего, вариант фотографии, полученной из формата RAW будет иметь лучшее качество. Причина простая. Производительность процессора компьютера намного больше производительности фотоаппарата и ему "по зубам" более сложные алгоритмы обработки изображений - улучшения детализации, фильтрации шумов, и прочей обработки. Даже если обработка займет некоторое время, для компьютера это не страшно -пользователь может и подождать. При фотосъемке же каждая секунда бывает на вес золота. Как следствие - алгоритмы, используемые фотоаппаратом для обработки снятого с матрицы изображения, зажаты в жесткие временные рамки, чтобы не снижать скоростных характеристик фотоаппарата. Например, те действия, которые компьютер может делать 10 секунд, аппарат обязан выполнить не более чем за 1 секунду. Это неизбежно сказывается на качестве обработки, особенно, когда аппарат имеет не самый современный и скоростной процессор. Именно поэтому результат съемки в JPEG практически всегда хуже, чем правильно обработанный RAW.

Нельзя не упомянуть еще один технический аспект. При съемке в JPEG информация о цвете пикселя кодируется 24 битами, при съемке в RAW - от 30 до 42 бит. Нетрудно представить, насколько большее количество цветовых оттенков можно закодировать в 42 бита вместо 24.

Основные недостатки формата RAW?

RAW доступен далеко не на всех фотоаппаратах. Владельцы зеркалок и "топовых" мыльниц могут быть спокойны, но те у кого относительно недорогие компактные аппараты могут быть разочарованы - в них, скорее всего, поддержки формата RAW нет.

Файлы RAW невозможно открыть ни на одном устройстве, кроме ПК с установленным специальным ПО. Медиаплееры, цифровые фоторамки, планшетные компьютеры фотографии в формате RAW показывать не будут. Для этого их нужно переконвертировать в формат JPEG (на ПК, с использованием программного обеспечения для обработки RAW).

Программа для обработки RAW, идущая в комплекте с фотоаппаратом на диске имеет достаточно скудный набор возможностей. Более функциональное программное обеспечение чаще всего платное.

Размер файла примерно в 2 раза превосходит JPEG в наилучшем качестве. Если отправляетесь в длительное путешествие, в котором намерены фотографировать в RAW, запаситесь флешкой увеличенного объема.

Что за формат RAW+JPEG?

В большинстве аппаратов возможен выбор такого режима, когда на флешку фотографии записывается в виде 2 файлов - один RAW, другой - JPEG. Это бывает полезно в тех случаях, когда основная съемка идет в формате JPEG, но нужно перестраховаться, чтобы в случае чего можно было "вытянуть" неправильно сделанный снимок из RAW.

В случае, если результаты в формате JPEG удовлетворяют фотографа (или заказчика), RAW-файлы можно безболезненно удалить. Как видно на картинке, для варианта в JPEG можно выбрать различное разрешение и качество. Имейте в виду, что при съемке в RAW+JPEG, флешка будет заканчиваться быстрее, чем просто в RAW.

В каком формате снимать?

Если вы заинтересованы в получении максимальной отдачи от вашего фотоаппарата, которая выражается в максимально возможном качестве фотографий, я настоятельно рекомендую снимать в RAW. Все дальнейшие главы учебника будут предполагать, что съемка ведется именно в этом формате.

Вопросы для самоконтроля

Если ваш фотоаппарат умеет снимать в RAW:

1. Установите на свой компьютер программу для обработки RAW (если она еще не установлена). Если не знаете, где ее взять - ищите на диске, который шел в комплекте с фотоаппаратом.

2. Сделайте несколько снимков в формате RAW+JPEG. Если съемка происходит в помещении, постарайтесь обойтись без вспышки.

3. Скачайте результат съемок на ПК и обработайте файлы RAW в установленной программе. Установите правильный баланс белого (по белому участку изображения), яркость, контрастность, уровень шумоподавления. Сравните полученные результаты с картинками в формате JPEG.

Если ваш фотоаппарат не поддерживает RAW

1. Проверьте, какое у вас выбрано качество изображения. Установите максимальное разрешение с минимальным сжатием.

2. Поэкспериментируйте со стилями изображения - меняйте яркость, контраст, насыщенность, цветовой оттенок. Сохраните наиболее понравившиеся настройки как пользовательский режим. Как это сделать - читайте в инструкции к фотоаппарату.

3. Научитесь выставлять баланс белого по листу белой бумаги.

Вы, наверное, слышали про «цифровые» негативы - формат RAW (прим. переводчика - от англ. raw - «сырой» ). Однако, непоследовательность изложения о том, что такое RAW-формат, может вызывать трудности при работе с ним. Часть из них заключается в отсутствии единого стандарта. RAW-формат имеет множество спецификаций, например: .CRW или.CR2 у Canon, .MRW у Minolta, ORF у Olympus, различные версии.NEF у Nikon. Но все они обладают общими свойствами. Чтобы вы могли «разложить по полочкам» свои знания о «цифровых» негативах, расскажу, как образовывается изображение в цифровом фотоаппарате.

Формат RAW. Что это такое, где используется и зачем он нужен

RAW-файл содержит данные, полученные непосредственно со светочувствительного сенсора камеры. Структура этих данных может различаться, но во всех случаях они полностью, без потерь, отражают результат преобразования световой энергии в электрические сигналы. Итак, давайте проясним, что происходит при попадании света на сенсор.

Существуют несколько технологий получения цифрового изображения, которые попадают под понятие «цифровой фотоаппарат». Почти все из них, генерирующие RAW-файлы, относятся к «мозаичным» камерам или цифровым фотоаппаратам с массивом цветных фильтров (англ. «color filter array» - CFA).

В «мозаичных» камерах применяются двумерные (плоские) площадки, которые «улавливают» и «учитывают» фотоны. Площадки состоят из одинаковых ячеек, упорядоченных в ряды и столбцы, таким образом, образуют матрицу. Каждая ячейка - это светочувствительный детектор, построенный по одной из двух технологий: прибор с зарядовой связью (ПЗС) или комплементарный металл-оксид полупроводник (КМОП). Обычно, каждая ячейка определяет один пиксел итогового изображения.

Матрица. Каждый элемент матрицы - это один пиксел изображения.

Каждая ячейка на площадке - светочувствительном сенсоре - всего лишь «считает» количество фотонов. Электрический заряд, генерируемый ячейкой, прямо пропорционален энергии «пойманных» фотонов. Основная особенность процесса заключается в том, что матрица формирует изображение в оттенках серого - RAW-файл не содержит информации о цвете.

Превращение чёрно-белого изображения в цветное

Роль массива цветных фильтров заключается в том, чтобы «разукрасить» бесцветное RAW-изображение. Ячейки матрицы «накрыты» цветными фильтрами. Таким образом, каждая ячейка ловит только либо «красные», либо «зелёные», либо «синие» фотоны. В большинстве светочувствительных сенсоров фильтры упорядочены по принципу Байера (Bayer). Рисунок ниже демонстрирует такой порядок:

Над каждой ячейкой установлен цветной фильтр, поэтому она воспринимает лишь один из трёх цветов: красный (R ), зелёный (G ) или синий (B ). Порядок фильтров соответствует шаблону Байера. Зелёных фильтров в 2 раза больше, чем синих и красных. Аналогично устроена сетчатка человеческого глаза, которая наиболее чувствительна к зелёному свету.

Также, применяются другие цветовые фильтры и их порядки. В некоторых фотоаппаратах используются сенсоры с CMY-фильтрами (прим. переводчика - аббревиатура, образованная от Cyan -Magenta -Yellow - «циан-маджента-жёлтый» - цветовая «палитра», применяемая в полиграфии, например, в офсетной печати. ), вместо RGB-фильтров. CMY-фильтры воспринимают больше света - итоговое изображение получается светлее. В некоторых фотоаппаратах могут применяться сенсоры с фильтром дополнительного - четвёртого - цвета.

Все виды массивов цветных фильтров объединяет одно. Неважно, какие цвета воспринимаются и в каком количестве. Важно то, что каждая ячейка воспринимает лишь один цвет. Ячейка, «накрытая» зелёным фильтром, вычисляет светлоту зелёной составляющей светового потока, достигшего сенсора. Ячейка, «накрытая» красным фильтром, вычисляет светлоту красной составляющей светового потока, достигшего сенсора. Ячейка, «накрытая» синим фильтром, вычисляет светлоту синей составляющей светового потока, достигшего сенсора.

RAW-файл содержит два типа данных. К первому типу относятся значения светлоты каждой ячейки, ко второму типу - метаданные.

Метаданные (буквально, «данные о данных») генерируются процессором фотоаппарата для каждого снимка. Например, оба формата - JPEG и RAW - содержат EXIF-данные (EXIF - Exchangeable Image Format - формат обмена данными об изображении), которые отражают такие параметры съёмки как: модель и серийный номер фотоаппарата, выдержку и значение диафрагмы, фокусное расстояние объектива и факт срабатывания вспышки во момент съёмки.

RAW-файлы также содержат специальную информацию, которую используют программы, интерпретирующие RAW-файлы в RGB-изображения.

Помимо значений светлоты, соответствующих каждому пикселю-ячейке, RAW-интерпретатор считывает из RAW-файла информацию о расположении цветных фильтров. С помощью этих данных программа устанавливает соответствие ячейки и цвета «покрывающего» её фильтра. Затем RAW-конвертер строит RGB-изображение методом интерполяции: цвет каждого пикселя в итоговом изображении рассчитывается с учётом цвета и светлоты анализируемой ячейки, соответствующей пикселю, а также цветов и светлот её «соседей».

RAW -интерпретатор преобразует цветные «мозаики» в изображение, основываясь на данных в RAW -файле.

Процесс преобразования цветных «мозаик» в изображение - основное действие, которое осуществляет RAW-интерпретатор. Но не единственное. Следующие задачи RAW-интерпретатор выполняет в дополнение к основному действию:

1.Определение баланса белого

Значение баланса белого, установленное цифровым фотоаппаратом в момент съёмки, не влияет на данные, сохранённые в файле. Оно просто записывается в соответствующее поле метаданных. Некоторые -интерпретаторы считывают это значение и применяют его при формирование итогового изображения. По желанию пользователя баланс белого может быть с лёгкостью изменён. Остальные интерпретаторы могу игнорировать «вшитое» в файл значение и определять соотношение цветов, проанализировав -файл.

2. Цветопередача

Каждое значение в -файле задаёт светлоту одного из трёх базовых цветов: красного, зелёного или синего. Но «красный», «зелёный», «синий» - растяжимые понятия. Если вы могли бы увидеть мысли других людей и попросили бы сто человек представить красный цвет, то вы обнаружили бы сто различных оттенков красного. Матрицы цветных фильтров могут отличаться в зависимости от модели цифрового фотоаппарата. Поэтому RAW-интерпретатор старается определить «чистые» красный, зелёный и синий цвета в аппаратно-независимом цветовом пространстве, например, CIE XYZ. Оно разработано с учётом особенностей цветового восприятия человека.

3. Назначение корректирующей гамма-функция

Распределение тонов снимаемой сцены воспринимается светочувствительным сенсором линейно (гамма-функция равна 1). Такое восприятие сильно отличается от человеческого и «плёночного». -интерпретатор применяет к изображению корректирующую гамма-функцию, чтобы распределение бликов, полутеней и теней на итоговом изображении соответствовало тому, как человек видит свет. Линейность восприятия светочувствительного сенсора является ключевым фактором при расчёте экспозиции во время съёмки. Тема обсуждается мной в статье «RAW, экспозиция и линейное восприятие света».

4. Уменьшение цифрового шума, сглаживание и повышение чёткости

Трудности могут возникнуть с очень маленькими деталями изображения. Если какая-то деталь «запечатлена» лишь «красной» или «синей» ячейкой, -интерпретатору трудно рассчитать цвет этой детали на изображении. Также, простые алгоритмы преобразования «мозаик» в изображение могут столкнуться с трудностями в определении границ двух однородных по цвету областей. В дополнение к алгоритмам уменьшения цифрового шума и повышения чёткости в целях уменьшения цветовых искажений на итоговом изображении многие -интерпретаторы оснащены алгоритмами, сочетающими две противоположных функции: распознавание границ и сглаживание.

Все RAW-интерпретаторы решают указанные задачи. Однако, алгоритмы решений могут сильно отличаться. Вот почему итоговые изображения, полученные из одного и того же RAW-файла, могут иметь некоторые отличия в зависимости от используемого RAW-интерпретатора. Некоторые программы будут генерировать изображения с более плавными тоновыми переходами. Таким образом, они «освобождают пространство» для дальнейшей обработки. Остальные RAW-интерпретаторы назначают более крутую тоновую кривую, приближая вид итогового изображения к виду плёночной фотографии.

Не существует «правильного» RAW-интерпретатора. Производители программного обеспечения создают алгоритмы относительно своего субъективного мнения о том, какой результат является «лучшим».

Чем JPEG-изображение отличается от RAW-изображения

Когда вы снимаете в формате JPEG, встроенный в фотоаппарат RAW-интерпретатор выполняет все указанные выше действия для формирования итогового изображения. Затем применяет к нему алгоритм сжатия JPEG. Некоторые фотоаппараты предоставляют возможность управления. Например, можно выбрать цветовое пространство (sRGB или AdobeRGB), степень повышения чёткости и, иногда, тональную кривую и контрастность. Если вы фотографируете в быстром темпе, то указывать для каждого кадра все эти параметры во время съёмки неудобно. Поэтому в случае с JPEG фотоаппарат ограничивает вас, по-своему интерпретируя снимаемую сцену.

JPEG-изображения обладают крайне малым потенциалом для редактирования. Активная тоновая и цветовая коррекция проявляет на изображении 8х8-пиксельные фрагменты, которые генерируются в процессе преобразования снимка в JPEG-формат. JPEG-преобразование старается сохранить распределение тонов на изображении, взамен сильно искажает цвета. Поэтому, редактируя JPEG-изображения, вы можете столкнуться с неверным отображением оттенков кожи и неплавностью тоновых переходов.

Когда вы фотографируете в формате RAW, у вас появляется бесподобная возможность гибкой интерпретации изображения. При съёмке в формате RAW только настройки фотоаппарата, оказывающие влияние на экспозицию: чувствительность, выдержка и значение диафрагмы, - определяют сохраняемые в RAW-файле данные. Управление всеми остальными параметрами остаётся в ваших руках в процессе RAW-интерпретации на компьютере. Оперируя в огромном диапазоне изменений, вы можете переопределить баланс белого, выбрать цветовое пространство и настроить цветовой баланс, распределить тона, настроить детализацию изображения (степень повышения чёткости и степень уменьшения цифрового шума). В определённых границах (в зависимости от RAW-интерпретатора) вы можете скорректировать экспозицию.

Почти все цифровые фотоаппараты создают 12-ти битное изображение: могут сохранять 4096 уровней светлоты на каждый пиксел. JPEG-изображение хранит лишь 8 бит информации о цвете на один цветовой канал для каждого пикселя. Таким образом, фотографируя в формате JPEG, вы полагаетесь на встроенный в фотоаппарат RAW-интерпретатор. Вы можете лишь надеяться на то, что он отбросит большое количество полезной информации оптимальным способом, сохранив качество изображения.

Ситуация усугубляется следующей тенденцией. Многие производители фотоаппаратов применяют к изображению в процессе RAW-JPEG преобразования невероятно крутую тоновую кривую, повышающую контраст. Они стремятся создать JPEG-изображение похожее на позитивный слайд. В процессе преобразования имеющийся динамический диапазон укорачивается примерно на 1 EV. При этом вы не можете определять, какие тона будут потеряны и в какой степени.

В некотором смысле, создание JPEG-изображения аналогично позитивному процессу, в то время как съёмка в формате RAW напоминает негативный процесс. Фотографируя в JPEG, подобно как при позитивном процессе, вам необходимо на момент съёмки выбрать правильные настройки фотоаппарата. На этапе обработки у вас будет мало возможностей что-либо изменить.

Съёмка в формате RAW обусловливает значительную гибкость в распределении тонов на изображении. Аналогичную возможность предоставляет негативный процесс. Здесь появляются развитые условия для цветовой коррекции и работе с насыщенностью. Также, при интерпретации RAW-файла можно управлять детализацией изображения - уменьшением зернистости и повышением чёткости. Это является дополнительным преимуществом к обработке по принципам «плёночного» негативного процесса.

Съёмка в формате RAW обладает ещё одним потенциальным преимуществом, которое, возможно, не так просто продемонстрировать, но тем не менее. Если Вы фотографируете в формате RAW, то совершенствование алгоритмов RAW-интерпретаторов открывает перед вами всё больше возможностей.

Цифровая фотография развивается: она уже не «зелёный плод», но ещё и не «спелый», не говоря уже о зрелой «налитости». Все, кто работал с технологиями цифровой фотографии хотя бы в течение двух лет, знают, что программное обеспечение совершенствуется с каждой новой версией. JPEG-изображения относительно лишены гибкости. Мы можем видеть улучшения алгоритмов, оперирующих с ними, но эти улучшения достаточно сдержанны. В противоположность, RAW-интерпретаторы претерпели значительные изменения с момента появления фотоаппаратов с матрицами цветовых фильтров. Есть смысл задуматься о том, что они продолжать совершенствоваться в дальнейшем. Снимая в формате RAW, вы обеспечите себе возможность воспользоваться этими улучшениями, когда они станут доступными.

Разбираемся что такое RAW, какие преимущества он дает, и в каком редакторе его лучше обрабатывать.

RAW — это общее название формата файлов которые содержат всю информацию полученную с матрицы. Так называемые сырые данные (RAW в переводе с английского – сырой).

Что содержит RAW-файл

Чтобы наглядно продемонстрировать принцип работы формата давайте сначала рассмотрим как работает любая фотокамера.

Сделав фото камера получает данные прямо с матрицы. Но это ещё не фотография, а сырые данные. После этого камера обрабатывает полученную информацию делая фото более четким, ярким, контрастным и сочным. Результатом этой обработки и становится готовое фото, которое сохраняется в формате JPG.

Благодаря всему этому RAW-формат дает на порядок больше возможностей по обработке фотографии чем формат JPG.


RAW – это не расширение файлов. Разные производители используют разные разрешения для файлов такого формата, например, DNG, CRW, CR2, DCR, KDC, RAF, ARW и так далее.

Какие преимущества дает RAW

Все преимущества так или иначе связаны с сохранением исходных данных с матрицы, что дает:

  • больше возможностей для постобработки,
  • больший динамический диапазон фотографии,
  • большую глубину цвета.

Ещё одно преимущество — работа с шумами, резкостью и артефактами. Дело в том, что эти инструменты работают с самыми маленькими деталями изображения, а они в свою очередь первыми искажаются при сжатии JPG. В формате RAW эти данные остаются в исходном виде.

Из минусов — больший размер файла и большая требовательность к производительности компьютера.

Как обрабатывать RAW

RAW-файл создан таким образом, что его нельзя обрабатывать, то есть записывать в него информацию. Его можно лишь открыть, применить необходимые изменения, после чего сохранить результат в формате JPG или TIFF.

Изменения исходных файлов хранятся либо в программе, либо во внешнем XMP-файле, где прописываются все изменения. Подробнее про XMP читайте .

Для работы с RAW используются так называемые RAW-конвертеры. Ниже список самых популярных конвертеров:

  • Adobe Lightroom Classic CC
  • Adobe Camera RAW
  • PhaseOne Capture One Pro

Несколько менее популярных программ: DxO Optics Pro, ON1 Photo RAW, Luminar 2018.

Lightroom Classic CC и Camera RAW созданы компанией Adobe и используют единый движок. Разница в том, что Camera RAW это плагин для Photoshop, а Lightroom самостоятельная программа с функциями каталогизации, обработки и публикации.

Эти две программы занимают около 85% рынка конвертеров (по оценке ), еще 10-12% приходится на Capture One Pro.

Обучение лучше начать с наших .

Сегодня Lightroom это целое семейство программ, подробнее можно прочитать . Оно состоит из трех программ, которые могут синхронизировать фото, пресеты и настройки через облако.

  • Lightroom Classic CC – программа для настольного компьютера, существует в версии для PC и Mac.
  • Lightroom CC – облачное решение, упрощенный аналог Classic CC
  • Lightroom mobile — приложение для смартфонов и планшетов.

Помимо универсальных существуют и специализированные конвертеры выпускаемые производителями камер для своих покупателей. Главный плюс – они идеально отображают цвета так, как задумал производитель. Но как правило они менее удобны в работе и катологизации.

  • Nikon – Nikon Capture NX-D
  • Canon – DPP (digital photo professional)
  • Fujifilm – File converter EX
  • Sony – Capture One (специальная версия поддерживающая только камеры Sony)

Выводы

Формат RAW содержит больше информации. Это инструмент для профессионального фотографа и продвинутого любителя, который занимается обработкой своих фото.

Если же вы снимаете отпуск с семьёй, то может смело использовать JPG. И вам будет проще и информации в jpg более-менее достаточно для небольшой коррекции.

RAW - так называемый «сырой» формат сохранения данных снимка в профессиональных и полупрофессиональных фотокамерах. Он позволяет сохранять информацию, захваченную объективом камеры, для последующей обработки в фоторедакторе.

В данной статье вы узнаете, чем открыть формат RAW и узнаете особенности файлов этого типа.

Общее описание особенностей RAW-файлов

В момент съемки на память фотоаппарата или камеры передаются необходимые данные о кадре (баланс белого, контрастность, экспозиция, насыщенность и резкость) в 12-битном виде (реже 14 или 16 бит на канал). Полученный снимок редактировать проще, чем JPEG. В необработанном виде кадры остаются непригодными для использования пользователями (просмотр RAW, печать, редактирование стандартными растровыми программами).


Ключевые преимущества:

  • сохранение полученных значений каждого пикселя матрицы (автору доступен полный цветовой охват камеры в момент редактирования кадра);
  • ручная коррекция снимков и исправление ошибок экспонирования (например, дисторсия);
  • в момент сохранения искажение кадра не превышает 1%;
  • работа с фото, сделанными в ультрафиолетовом, инфракрасном спектрах;
  • осветление, затемнение области кадра.

Вопреки распространенному мнению общего стандарта для RAW нет: файлы конкурирующих производителей фотоаппаратов и камер отличаются по размеру, разрешению, расширению. Также формат называют цифровым негативом из-за особенностей постобработки. Многие не знают, чем открыть RAW-формат изображения.


Формат хранит следующие данные:

  • идентификаторы камеры и объектива;
  • описание условий съемки (выдержка, освещение, резкость, динамический диапазон);
  • тип конвертации кадра;
  • номер монтажного кадра, дубля, положение панорамной головки.

Начиная с ОС Android 5.1, съемка в формате RAW также доступна на смартфонах.

Чем открыть формат RAW

Производители зеркальных камер никак не разработают общий формат кодировки для RAW, поэтому выбор ПО для обработки снимков ограничен брендом приобретенной оптики. Если приходится работать со снимками удаленно, используйте для ориентира нижеописанный набор ПО.


ОС Windows 7-10

Производители оптики разработали собственные расширения RAW-файлов и клиенты для их обработки:

  • ACR, CR2 - Canon ();
  • NEF, NRW - Nikon ();
  • PTX, PEF - Pentax ();
  • SRW - Samsung ();
  • ARW, SRF - Sony ().

MacOS X

Для работы с форматом на ОС от Apple используйте такие программы:

  • Apple Фото;

Linux

На этой ОС выбор видеоредакторов невелик, но все же:

Android

Начиная с версии 5.1 Lollipop смартфоны на Android научились фотографировать в RAW-формате. Его даже стандартизировали как DNG (Digital Negative). Для обработки файлов предусмотрен такой набор программ:

iOS

Официально техника Apple не умеет снимать в «сыром» формате, но возможности для этого есть, начиная с iPhone 6s. Для работы с готовым материалом используйте.