Строительно конструктивные игры цель средняя группа. Методические разработки по организации конструктивно-строительных игр с детьми старшего дошкольного возраста Выполнил: воспитатель мдоу - Методические разработки

Строительные игры.

Младший возраст.

«Построим магазин для кукол».

Цель : Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.

«Зоопарк для диких животных».

Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.

Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.

«Зоопарк».

Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.

Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.

«Построим дом для животных».

Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.

Игра: Детям предлагается выбрать одно - два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.

«Гараж».

Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.

«Построим дом для зайчика».

Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.

Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…

«Построим дом для медведя».

Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.

«Терем для животных».

Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.

Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.

«По желанию детей».

Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.

Средняя группа.

«Гаражи для машин».

Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.

Основное содержание: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.

«Дом для гномиков».

Цель: Закрепить умение конструировать объекты (дома) в соответствии с определёнными условиями.

Основное содержание: дети строят дома разной конструкции.

«Мебель для куклы».

Цель: Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.

«Строительство домиков для котят разной величины».

Цель: Закрепить знания понятий «большой – маленький»; развивать конструктивные умения, речь.

Игра: Кукла обращает внимание на то, что котята жалобно мяукают, потому, что у них нет домов, им холодно. Просит детей построить для котят домики из строительного материала по размеру котят, чтобы они поместились в домике.

«Грузовые машины».

Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.

«Гаражи для транспорта».

Цель:

Старшая группа.

«Осень в лесу».

Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.

Игра: из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.

«Дом для Дюймовочки».

Цель: Закрепить навыки работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость, интерес к деятельности, речь.

Игра: Дюймовочке негде жить и дети с помощью цветной бумаги, спичечных коробков, клея, кистей, ножниц, салфеток, изготавливают мебель и устраивают в коробке жилище для Дюймовочки.

«Подарки для малышей».

Цель: Повысить самооценку детей; поупражнять в ручных умениях; доставить радость от поделки, сделанной своими руками.

Получить полный текст

Игра: Самоделкин предлагает детям сделать подарки для малышей, в новогоднюю неделю все должны получить подарки. Чтобы детям не жалко было отдавать, Самоделкин предлагает сделать две поделки.

«Комар из природного материала».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений; закрепить навыки соединения частей поделки; закрепить знания о внешнем виде, отличительных способностях насекомых; научить проговаривать подготовку к работе, последовательность действий.

Материал: крылатки клёна, засушенные листья, жёлуди, палочки, тонкая проволока, пластилин.

«Насекомые из природного материала».

Цель: Закрепить знания о насекомых; предложить выбрать из природного материала подходящие составляющие для насекомого, которого они хотят сделать.

«Изготовление поделок – лягушек из бумаги».

Цель: Закрепить умение складывать поделки из бумаги; развивать точность движений, глазомер, внимание, усидчивость.

Игра: Чтобы лягушка Жанна не скучала, надо сделать ей подружек. Обыграть поделки: чья лягушка дальше прыгнет. Заполнить лягушками бумажные лилии на «пруду».

«В мире фантастики».

Цель: Предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

«Строители».

Цель:

«По выбору детей»

Цель: Учить детей строить постройки и объединяться в одну группу, вместе придумывать сюжет и обыгрывать его. Учить играть дружно, не ссориться, уступать друг другу.

«Красивые здания».

Цель: Учить детей выполнять постройки, объединяясь в группы, придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим.

«Мой город».

Цель: Учить творчески реализовывать замысел, развивать фантазию, советоваться со сверстниками при выполнении работ, распределять обязанности.

«Гаражи и машины».

Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.

Подготовительная группа.

«Детский городок».

Цель: Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать конструктивные навыки.

Игра: детям предлагается деревянный строительный материал, с атрибутами для обыгрывания – машинки, деревца, фигурки людей и т. п.

«Построим домик в деревне».

Цель: Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, воображение, умение ориентироваться в пространстве; активизировать глагольный словарь.

Игра: предложить построить такой дом, какой бы они хотели иметь; предложить его сначала нарисовать схематично, а потом построить, используя строитель, элементы украшений.

«Салфетки для праздничного стола».

Цель: Развивать эстетический вкус, умение что-то делать руками; вызвать желание сделать приятное.

Игра: предложить детям вырезать салфетки на столы, по-разному оформив края.

«Волшебная поляна».

Цель: Закреплять умение заниматься коллективной деятельностью, развивать эстетический вкус, умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.

Игра: предложить детям представить, что они находятся на волшебной поляне и её нужно украсить красивыми цветами. Подумать, какие будут цветы, цвет, форма, как их разместить и где. Сделать не только цветы, что дети знают, но и сказочные, необычные цветы.

«Архитекторы».

Цель: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал.

В детстве полёт фантазии не обременённого ещё большим объёмом знаний сознания ничем не ограничен. И построить прекрасный дворец или, не менее великолепный, большой гараж для машин просто и увлекательно. Счастлив тот, кто сумел сохранить этот энтузиазм, не признающий ограничений, и во взрослой жизни!

В этом разделе Вы найдёте множество путей для поощрения стремления детей к строительным играм. Немало публикаций посвящено теме самостоятельного изготовления строительного материала «из чего угодно». Как говорится, «используй то, что под рукою, и не ищи себе другое». На страницах данного раздела – готовые проекты, конспекты НОД и игровых занятий по конструированию.

Что нам стоит дом построить!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Лего. Конструирование, игры и занятия с конструктором «Lego»

Показаны публикации 1-10 из 237 .
Все разделы | Строительные игры. Конструирование из строительного материала, конструктора

Конспект строительно-конструктивной игры «Ферма» Конспект строительно- конструктивной игры «Ферма» Группа : подготовительная Задачи : 1 Способствовать развитию умения использовать строительный настольный материал , разнообразно действовать с ним. 2 Продолжать учить самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером...

Конспект занятия по конструированию из строительного материала в средней группе «Лесной детский сад» Конструирование из строительного материала В средней группе Тема : лесной детский сад Цель. Учить детей организовывать пространство для конструирования ; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки различным сюжетом ....

Строительные игры. Конструирование из строительного материала, конструктора - Конспект НОД по конструированию «Строим дом» в подготовительной группе

Публикация «Конспект НОД по конструированию «Строим дом» в подготовительной...» ель: Закрепить навыки конструирования. Продолжать учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей. Задачи: 1. Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности; 2. Закрепление навыков скрепления деталей;...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Интегрированная ООД по конструированию из строительного материала и развитию речи в средней группе по сказке «Три поросенка» Конспект интегрированной ООД по конструированию из строительного материала и развитию речи в средней группе по сказке «Три поросенка». Программное содержание: - Продолжать учить детей сооружать постройки по заданной схеме. -Учить анализировать постройку, выделяя основные части,...

Обучение зарисовке схем конструкций из наборов «Кубики строительные» по клеткам Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте открывает большие возможности для развития воображения, фантазии и умственного воспитания. Органическая связь конструирования с игрой и изобразительной деятельностью создаёт благоприятные условия для сенсорного развития каждого...

Конспект занятия в подготовительной группе «Строительство в родном городе» Конспект занятия в подготовительной группе «Строительство в родном городе» по ЯОЖ ФЭЭП Цель. Закрепить представления детей о различных профессиях людей, работающих в городе. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить их с обобщающим словом...

Строительные игры. Конструирование из строительного материала, конструктора - Конструктивная деятельность. Конструирование со строительным материалом. Художественное конструирование

Конструктивная деятельность Конструирование со строительным материалом Художественное конструирование Тема: Наша родина. Микрорайон города. Цель. Совершенствование конструкторского опыта. Программное содержание. Упражнять детей в рисовании планов и учить воплощать задуманное в...

Конспект занятий по конструированию из строительного материала во второй младшей группе «Забор для бабушки с дедушкой» Конспект занятий по конструированию из строительного материала во второй младшей группе «Забор для бабушки с дедушкой» Разработал воспитатель: Матына Н.К. Цель: Формирование представлений об объёмной фигуре параллелепипед, формирование умений использовать практическое наложение...

Анастасия Галенко
План-конспект игры со строительным материалом «Грузовой транспорт» (старшая группа)

Тема: «Грузовой транспорт»

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Задачи по развитию игры: формировать у детей умение передавать форму и детали объекта; учить подбирать детали, следуя замыслу; формировать навыки последовательного по-строения работы.

Развивающие задачи: учить детей строить грузовой транспорт; развивать мелкую и общую моторику, координацию обеих рук.

Воспитательные задачи: воспитывать умение ценить свой труд и труд товарищей; воспитывать вежливость и навыки общения при совместной работе.

Вид конструирования: конструирование из мелкого и крупного конструктора типа «Лего».

Оборудование: картинки и игрушки с изображением грузового транспорта; конструктор.

Предварительная работа: беседа о грузовом транспорте; наблюдение за грузовыми автомобилями на прогулке; раскрашивание раскрасок по теме; рисование по теме.

Ход игры:

1. Вводная часть. Отгадывание загадки о транспорте.

Ребята, отгадайте загадку:

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути?

2. Беседа о грузовом транспорте.

Вспомните, каких видов бывает транспорт? (легковой, грузовой, пассажирский, строительная техника и т. д.).

Для чего человеку нужен транспорт? (ответы детей про разные виды транспорта).

Для чего нужен грузовой транспорт?

Какие грузы перевозят на этих машинах?

Рассматривание картинок.

Давайте рассмотрим картинки, на которых изображен грузо-вой транспорт. Какие детали есть у этих машин? (ответы детей). Как вы думаете, для чего нужны колеса, мотор, каби-на, кузов?

Какие детали конструктора нам понадобятся, чтобы постро-ить грузовик? (ответы детей).

3. Разбор с детьми схемы построения автомобиля.

С чего мы начнем строительство грузовика? (начинаем строить с колес. Нам нужны одинаковые по размеру 4 колеса.)

К чему мы прикрепим колеса? (нам нужна опора. Пластина, которая будет являться основанием автомобиля).

Машина не заведется без мотора. (нам нужен небольшой кубик, который будет мотором. И кубик побольше – это кабина шофера).

Как мы будем ехать в темное время суток? (нам нужны фары)

Грузы перевозить мы сможем в кузове. (выбираем детали для построения кузова)

Вот наш грузовик и готов.

4. Физминутка – пальчиковая игра.

Какой прибор главный помощник на дороге?

Светофор

Помогает с давних пор

Верный друг наш - светофор.

У него больших три глаза,

Не горят они все разом. показывают три пальца

Если красный загорелся,

поднимают руки вверх и «рису-ют» в воздухе круг

То нельзя переходить,

Надо ждать на тротуаре

качают головой

И машины пропустить. имитируют кручение руля

Если жёлтый загорелся,

Значит, скоро мы пойдём.

поднимают руки вверх и «рису-ют» в воздухе второй круг

Глаз зелёный загорелся -

Стоп, машины, мы идём! поднимают руки вверх и «рису-ют» в воздухе третий круг под вторым

Мы дорогу перешли,

По делам своим пошли.

маршируют по помещению

Помогает с давних пор

Верный друг наш - светофор. хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»

5. Ход игры.

Дети строят грузовые автомобили. Воспитатель наблюдает, по необходимости подсказывает и помогает.

Тем детям, которые закончили раньше, можно предложить дополнить игру, построить деревья, светофор и т. д.

Что мы сегодня строили с вами?

Для чего нам нужен грузовой транспорт?

Публикации по теме:

План-конспект ООД по окружающему миру (старшая группа). «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», Художественно-эстетическое» Виды детской деятельности:.

Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры .

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу . Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал и т.д.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом , поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме , обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворчества , предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить), т.е. применять частичный образец . Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений . В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы).

Детям предлагается частичный образец , когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т.д.

Используется также показ незаконченного образца постройки , которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т.д.).

Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т.е. выделять общее, основное, части зданий и т.д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной постройке.

В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т.п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.

Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.

В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку , что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности.

В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема постройки . Педагог учит детей составлять схему предполагаемой постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания на занятиях по конструированию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т.д.)

Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.

Руководство строительно-конструктивными играми с природным материалом Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т.п.

Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен последовательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница), огораживается, чтобы он не рассыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлечением строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т.д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.

В младших группах дети с удовольствием осваивают прием формовки из песка , используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.

В старших группах дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, туннель и т.д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т.п.).

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом . Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малышам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т.п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев , делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усваивают свойство влажного снега (тяжесть), а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.

Воспитатель побуждает детей к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.

Дошкольников следует знакомить и с приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой, разные сосуды (баночки, стаканчики и т.п.), воронки, плавающие и тонущие игрушки и предметы. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева.

Дети постарше (4-5 лет ) усваивают новые для них представления о том, что вода растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки и т.д. Воспитатели учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; сооружают постройки из веток, тростника и т.п.

Строительно-конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:

· конструирование по образцу (во всех возрастных группах);

· конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);

· конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);

· конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);

· стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

У каждого вида конструирования есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать.

Таким образом, строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.


Своеобразие Театрализованных Игр Дошкольников :

Строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;

От детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

Действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

Передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, са­мостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

Состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая Ценность Театрализованных игр дошкольников:

Формируют у детей чувство партнерства;

Развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и жела ния;

Интеграция нескольких видов художественно-творческой деятель ности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

Способствую» умственному развитию детей: обогащают разнооб разными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

Тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную нап равленность, которая заложена в каждой сказке, литературном про изведении и должна найти место в детских постановках;

Содействуют физическому развитию детей: совершенствуются дви жения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

Способствуют более раннему выявлению индивидуальных особеннос тей детей, их способностей.^/

Виды театрализованных игр дошкольников :

1. Настольные театрализованные игры , куда входят:

А) настольный театр игрушек б) настольный театр рисунков.

2. Стендовые театрализованные игры:

А) стенд-книжка;.

Б) фланелеграф;

В) теневой театр.

3. Игры-драматизации, включающие :

А) пальчиковый театр;

Б) театр би-ба-бо;

В) кукольный театр;

Г) игра-драматизация с шапочками на голове;

Д) импровизация.

Тематика театрализованных игр должна быть:

Обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творчес ких сил и возможностей;

Поддерживать и обогащать эмоциональную природу детей, формиро вать устойчивый интерес к театральному искусству, его основным компонентам и видам;

Развивать эстетическое восприятие, чувства, пластику движений, выразительность речи, фантазию, образное мышление, художествен но-творческие способности;

Формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

Побуждать к сотрудничеству детей со взрослыми и между собой на всех этапах игры.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

I - освоение литературного текста, который будет драматизировать ся;

П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

Ш - сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Особенности руководства В разных возрастных группах детско го сада:

в младших группах главная цель педагога - заинтересо вать и постепенно привлекать детей к театрально-игровой деятель ности.

Направления работы: а) знакомить детей с отдельными ви дами театрализованных игр;

б) учить приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе;

в) содействовать раз витию речевых и двигательных способностей детей. Дети просматри вают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи иг­рушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей ими тационные подражательные движения, способность к словесным имп ровизациям.

В средней группе перед воспитателем стоят следующие задачи:

Углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства;

Продолжать обучение приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);

Содейство вать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выра зительности речи;

Продолжать работу по развитию словесной импро визации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сю жета;

Начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старших группах возможности детей возрастают.

Дети продолжают осваивать приемы работы с ку кольным материалом,

Упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой;

Осуществляется рабо та по развитию у детей способности к выразительной передаче об раза, творческой фантазии, образного мышления;

дети учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Условно театральное оборудование можно поделить на:

А) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи);

Б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, шир мы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.;

В) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвиж ной основой или статические, нарисованные, сконструированные);

Г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты);

Д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты;

Е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон.

Требования к оборудованию:

А) соответствие возрастным возможностям детей;

Б) прочность, безопасность, гигиеничность;

В) доступность, простота по конструкции, условность при испол нении;

Г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции.

При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.


Режиссерские игры

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в ран нем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - воз никновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значе ние имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстни ками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего дет ства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наи более важным является актуализация собственного социального опи та. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные рас пределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может вы полнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

Своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

Сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возмож ностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять труд ности, связанные с общением;

Характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа циями, который возникают у ребенка;

Непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

В качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные дей ствующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

Характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты за мечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения меж ду ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

Ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные пережи вания ребенка

Эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.